- Современные автомобили
- Представительские автомобили
- Спортивные и гоночные авто
- Ретро Автомобили
- Автомобили из кинофильмов
- Журнальные серии
- Спецтехника и Служебные
- Общественный транспорт
- Военная техника
- Мотоциклы
- Авиация
-
МОДЕЛИ ПО ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ
- Модели для детей
- Аксессуары
- Книги, Журналы и Каталоги
Коллекционные масштабные модели автомобилей
-
История производства
В двадцатом веке, в самом его начале, степень мирового промышленного производства возросла так, что позволила производить достаточно точные копии образцов тогдашней техники. Первоначально, и довольно-таки сильно, это сказалось на железнодорожных моделях, что были очень популярны в Великобритании.
Первоначальным размером послужил образец колеи, что равнялась 4 футам и 6 дюймам (сейчас она – 4 фута 8 дюймов). А для игрушечной модели был выбран размер в 1 дюйм. Отсюда получается, что игровая колея в 43 раза меньше настоящей. Таким образом, все ориентировались на масштаб 1:43. В дальнейшем этот масштаб стал популярным и для моделей автомобилей, поскольку вначале они являлись, как бы приложением к маленьким железным дорогам, в состав которых входили макеты железнодорожных переездов, вокзалов, семафоров, депо и т. п. А уже позже коллекционирование автомобилей стало независимым направлением.
Как правило, на дне автомобильчика имеются сведения о производителе, и при наличии его действительного прообраза, а так же масштаба, он относился к моделям-копиям. Это стало главным отличием коллекционной масштабной модели автомобиля от игрушки. Отстранившись от железных дорог, появились более разнообразные собственные масштабы.
В автомобильном модельном мире наиболее распространены следующие масштабы: 1:5, 1:8, 1:9, 1:12, 1:18, 1:24, 1:25, 1:32, 1:35, 1:36, 1:43, 1:48, 1:50, 1,60, 1:72, 1:76, 1:87, 1:120, 1:144, 1:160. Обратите внимание на некоторую закономерность, в основном масштабы кратны числу 12, так как в одном футе 12 дюймов. Отсюда, если размер модели автомобиля равен 15-ти футам, то его длина будет составлять 15 дюймов, при масштабе 1:12 и т.д.
Более ходовой масштаб для моделей, копирующих военную сухопутную технику (1:35), происходит от двухдюймового оловянного солдатика, что появился первоначально, еще задолго до возникновения этой самой техники. Также, есть масштабы, в основе которых лежит метрическая система, например, 1:5, 1:25, 1:50 и т.д. То есть, здесь применялись такие масштабы, что были приемлемы при пересчете соответствующих размеров.
На первичном производстве, основное количество коллекционных масштабных моделей автомобилей 1:43 исполнялось методом литья черных металлов в земляные формы, и литейная производная включала в себя левую и правую части матрицы, а также один пуансон.
Заметный скачок в модельной технологии производства случился при получении отливок из цинкового сплава, посредством литья под давлением в металлических формах. И в конце 30-х годов возникла прекрасная возможность производить масштабные модели 1:43, очень точно копирующие настоящие автомобили. И глядя на модель, стало возможным сразу же заметить, копию какого автомобиля Вы держите в своих руках. Благодаря этому, модели, отлитые по этой технологии, обладали чистой и гладкой поверхностью, незаметными стыками литейных форм, а также четкими бутиками, имитирующими разъемы панелей дверей и капотов. В те времена, литейная форма была достаточно сложной, состоящей из 6-8 частей с хитрыми стыками, что проходили по тем местам, где у автомобиля сочетаются панели кузова, а не как на ранних игрушках, по продольной оси масштабной модели. Разумеется, новый способ литья был несколько дороже, но, однако ж, он многократно ускорил само изготовление, практически без применения ручного труда, а главное качественно и в большом количестве. В итоге, цена оказалась не такой высокой.
Разумеется, что коллекционные масштабные модели автомобилей все время совершенствовались, благодаря постоянной конкурентной борьбе. Со временем стали делать такие литейные формы, у которых проемы выглядели в виде щелей, словно на настоящих автомобилях, а не изображались условно, в виде выступающих бутиков. В принципе, модель была не сложной, и несла в себе две основные детали: кузов и донышко с колесами и осями. Стекол и интерьера не было, а хромированные детали, что были у настоящего автомобиля, покрывались серебристой краской.
Однако, по прошествии десятка лет, облицовка радиаторов, бамперы, а несколько позже и более мелкие детали стали отдельными. А с изобретением пластмасс, из этих материалов возник метод литья под давлением.
В конце 50-х годов прошлого столетия, стали появляться масштабные модели с остеклением и пластмассовым интерьером, являющим собой одну отливку, включающую в себя: сиденья, панель приборов и руль. И уже далее, у моделей автомобиля стали открываться двери, капоты, появились складывающиеся сиденья и т.д. Однако, фирмы, занимавшиеся коллекционными моделями, впоследствии от этого отказались. Несмотря на современные технологии, внешний вид модели заметно проигрывает, при наличии многочисленных и подчас не очень ровных щелей. Для истинного коллекционера необходимо, чтобы модель хорошо смотрелась, а главное точно копировала настоящий образец. В то время, как для ребенка занимательно играться с моделью, его восторгает, когда у машинки все открывается, и его не очень-то интересует сходство игрушки с оригиналом.
В связи с этим возникло разделение коллекционных масштабных моделей автомобилей по возрастным классам, правда, без четкого деления. На упаковке, как правило, отмечается возраст, соответствующий использованию данным изделием. Так, если у двухлетнего ребенка окажется в руках коллекционная модель автомобиля, то он сразу же изведет все эмблемы, зеркала, а так же другие мелкие детали, так как на добротных коллекционных моделях все детали, что находятся снаружи кузова, специально выполнены отдельными, накладными.
У нынешних моделей все убранство выполнено детально. Более того, современные технологии разрешают выполнять многоцветную окраску деталей интерьера, без вреда для массового производства.
Гранулы, из которых и отливаются пластмассовые детали, уже имеют свой цвет. Хотя это является, как преимуществом, так и недостатком. Да, пластмассовую отливку нет необходимости красить. Из нее очень хорошо отливать мелкие и тонкие детали, такие, как рычаги, руль, панель приборов и т.д. Однако, более масштабная пластмассовая отливка, такая, как кузова, зачастую несет в себе пигментные разводы, от попадания в литейную машину гранул иного цвета. Встречается некоторая полупрозрачность, в связи с тем, что гранулы состоят не из единого пигмента, а так же из бесцветного пластика. И нужно заметить, что окраска пластмассовой детали довольно трудоемка, так как она плохо соразмерятся ко всевозможным красителям. Кроме того, многие краски и растворители разъедают изделия из пластмассы. Поэтому потребителю предлагается собирать и красить модель автомобиля самому, из предлагаемых наборов деталей. Собственно, так и появился «КИТ» - набор деталей для сборки и склейки. Хотя сейчас, уже существует достаточно много красителей, без особого вреда, позволяющих окрашивать пластмассовые модели. Помимо того, так возросло качество пластмассовых деталей, что сложно отличить, крашеная деталь или же нет. И то ли еще будет!